Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Новости

Выход «Юного Балтийца» в морской поход
15 августа 2017
Выход корабля в море, на практику - обычное явление для морского учебного заведения. Но событие, которое состоялось 15 августа, не имело к нему никакого отношения.
Главный военно-морской парад в честь Дня ВМФ России
30 июля 2017
30 июля 2017 года восстановлена традиция – церемония объезда выстроенных на Кронштадтском рейде в линию парада кораблей верховным главнокомандующим вооруженных сил РФ.
Очередной выпуск в СПб СВУ МО РФ
17 июня 2017
В Санкт-Петербургском Суворовском военном училище МО РФ состоялся последний выпуск на старом месте дислокации училища – в Воронцовском дворце по адресу ул.Садовая, д.26.
Герой Российской Федерации Чухванцев  Валерий  Николаевич
Герой Российской Федерации Чухванцев  Валерий  Николаевич
Герой Российской Федерации Чухванцев  Валерий  Николаевич
Герой Российской Федерации Чухванцев  Валерий  Николаевич

Чухванцев Валерий Николаевич

Герой Российской Федерации
За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, Указом Президента Российской Федерации от 19 сентября 2008 года Валерию Чухванцеву присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали «Золотая Звезда» - № 927.
Дата и место рождения: 11 ноября 1961, Ижевск
Род войск: Военно-воздушные силы Российской Федерации
Годы службы: 1981 — по настоящее время
Звание: подполковник
Награды: Герой Российской Федерации, Медаль «Золотая Звезда», Орден «Мужества», Указ Президента РФ от 01.12.1995г. № 1205; Орден «За военные заслуги», Указ Президента РФ от 13.10.1996г. № 1433; Орден «Мужества», Указ Президента РФ от 13.04.2000г. № 674; Медаль «Нестерова»; Указ Президента РФ от 19.07.2001г. № 6765; Орден «Мужества», Указ Президента РФ от 28.11.2001г. № 1366; Медаль «За Отвагу», Указ Президента РФ от 30.04.2005г. № 1483;

Родился 11 ноября 1961 года в городе Ижевске Удмуртской АССР. Окончил среднюю школу. После её окончания — в 1981 году — в Вооружённых силах СССР. Окончил Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков в 1983 году. Служил в различных авиационных вертолётных частях. Принимал участие в ликвидации межнациональных вооружённых конфликтов на территории бывшего СССР, международной миротворческой операции ООН в Судане (в составе 1 ротации Российской авиационной группы Миссии ООН в Судане) в мае — декабре 2006 года. Воевал на первой и второй чеченских войнах. Длительное время проходит службу в 55-м отдельном вертолётном полку 4-й армии ВВС и ПВО Северо-Кавказского военного округа (город Кореновск Краснодарского края). Был заместитель командира вертолётной эскадрильи в звании майора. Один из опытнейших боевых вертолётчиков полка. К 2008 году имел общий боевой счёт почти в 2 000 боевых вылетов на перевозку и десантирование войск, эвакуацию раненых с поля боя, доставку вооружения и боеприпасов в ведущие бой наземные подразделения. Налёт В. Чухванцева составлял свыше 3 600 часов, свыше 1850 боевых вылетов.

Высококлассный лётчик-инструктор, подготовивший к ведению боевых действий в горной местности несколько десятков лётчиков.

Имеет следующие командировки в Чеченскую республику(*данные на 2008 год):

- 10.12.1994-25.01.1995г.г.,

- 20.12.2000-04.02.2001г.г.,

- 28.02.2001-16.06.2001г.г.,

- 06.03.2002-09.05.2002г.г.,

- 15.10.2002-06.12.2002г.г.,

- 08.04.2003-07.06.2003г.г.,

- 03.10.2003-07.12.2003 г.г.,

- 06.03.2004-08.05.2004 г.г.,

- 03.09.2004-10.11.2004г.г.,

- 07.04.2005-03.06.2005г.г.,

- 03.02.2006–06.04.2006г.г.,

- 06.11.2006-30.12.2006г.г.,

- 09.04.2007-08.06.2007г.г.,

- 07.10.2007-08.12.2007г.г.,

- 14.04.2008-28.05.2008г.г.

17 мая 2008 года заместитель командира вертолётной эскадрилью Валерий Чухванцев выполнял приказ по эвакуации раненых из состава группы войскового спецназа, окруженной боевиками в Урус-Мартановском районе Чеченской республики. Не имея возможности по условиям рельефа местности произвести посадку вертолёта, принял решение зависнуть над позицией группы. Удерживал тяжёлый Ми-8 в режиме зависания, пока на борт при помощи лебёдки были подняты трое тяжелораненых. Всё это время по вертолёту непрерывно вели огонь боевики, машина получила десятки пробоин, были повреждены редукторный отсек, правый двигатель, кабина экипажа, грузовая кабина. На борту вертолёта возник пожар.

После завершения приема раненых, имея последнего из них на ещё не поднятом в кабину тросе, на минимальной высоте на одном работающем двигателе вывел вертолёт из-под обстрела, а затем 8 километров вёл его над горами. Все это время экипаж самоотверженно боролся за спасение Ми-8. Выведя вертолёт к расположению ближайшей российской воинской части в район села Тандо, аккуратно приземлил остававшегося на спасательном тросе раненного, затем посадил продолжающий дымиться вертолёт. Произведя эвакуацию остальных раненых и медперсонала, вместе с экипажем потушил пожар, исправил наиболее опасные повреждения и благополучно привел вертолёт на свой аэродром.

Продолжает службу в российской Армии. В 2009 году подполковник Чухванцев служил на должности заместителя командира 55-го отдельного вертолётного полка по воспитательной работе.

Прямая речь

В Ижевске прошёл Фестиваль единоборств на призы Героя России Валерия Чухванцева. Геройской золотой звездой уроженец столицы Удмуртии и военный вертолётчик был награждён за успешную операцию, проведённую на Северном Кавказе, когда в мае 2008 года под огнём бандитских формирований он вывез на Ми-8 раненых бойцов.

Детство началось со сказки

- Тогда и книжек-то особо не было, но, как и все дети советской поры, научившись азбуке, я начал чтение со сказок, - в воспоминаниях о первых книгах Валерий Николаевич уходил на полвека назад. - Позже зачитывался приключениями, поглощал Жюль Верна, Дефо, Стивенсона и Дюма. Как и любой парнишка, любил смотреть фильмы о войне…

Чухванцев говорил под деликатный перезвон многочисленных наград, и эта музыка походила на перелив колоколов в звоннице небольшой церквушки.

В семье Чухванцевых не было кадровых офицеров, и на будущий армейский выбор Валеры повлиял пример учителя начальной военной подготовки в его родной 71-й школе.

- Это которая на Автозаводе, в четвёртом микрорайоне, - уточнил с применением типичной ижевской топонимики Чухванцев. - Наш учитель НВП служил в десантных войсках и преподавал нам парашют. Однажды зимой мы приехали на аэродром в Пирогово, прыгнули с парашютом и приземлились в снег по пояс. Какая это была романтика…

Попробовав романтичных дуновений, Валера осмотрелся по сторонам и впервые увидел вблизи несколько винтокрылых машин. Они зажгли в мальчишке искорку интереса, и вскоре Чухванцев поступил в вертолётную школу в Пирогово, где учился летать у Шулепова и в год московской Олимпиады получил свой первый лётный аттестат.

Учиться и учить

С этим документом Чухванцев поступил в Саратовское высшее военное авиационное училище, и через три года на его плечах горели две звёздочки. Скромные, лейтенантские. Сейчас на погонах у Валерия Николаевича тоже две звезды, но уже большие - он подполковник.

- В Саратове я учился на Ми-8, но когда попал в войска на Дальний Восток, то летал на Ми-2. Вел разведку и занимался перевозкой, - рассказывает вертолётчик.

С Дальнего Востока Чухванцева перебросили на дальний запад. Точней в Западную группу советских войск в Восточной Германии. Там он и вернулся в кабину Ми-8, став разведчиком, перевозчиком с возможностью ведения огневой поддержки.

- Всё было в этой жизни, - выводит без подробностей офицер и под лёгким давлением расшифровывает всеобщность. - Грузы таскал на подвеске, бомбил и стрелял.

Причём свою работу работал мастерски. Не зря же на парадном кителем Чухванцева с правого борта сияет значок «Лётчик-снайпер».

- А начинал я с нулевого класса, - усмехнулся подполковник, научившийся одинаково хорошо летать как на равнине, так и в горах. - После вывода советских войск из Германии я попал на Северный Кавказ. Сам учился летать в горной местности, затем учил смену, никогда не забывая о том, что не Создатели горшки обжигают. Всё это и называется службой!

Главное - экипаж

- Давно я привык действовать по принципу, всегда готовься и всегда будь готов, - признаётся Валерий Николаевич и развивает главную мысль. - Лётчику надо постоянно думать головой, смотреть по сторонам и, повторю, не лениться учиться. Экипаж должен работать в унисон. Чего-то не знаешь, лучше спроси. Это тоже должно стать правилом. Ну а если не хочешь расти, то всю жизнь так и просидишь… Справа от командира. В Судане мы выполняли миротворческую миссию ООН и в экипаже, бывало, понимали друг друга взглядом или знаком. Чтобы сесть или взлететь на болотистой излучине Нила, в саванне или в пустыне в пыли, при страшной жаре, ливнях и резкой смене температуры и погодных условий, от нас требовались огромный опыт и слаженная работа всего экипажа. При этом мы умудрялись полюбоваться живописными африканскими пейзажами. Где бы я ни был, никогда не забывал оценить природный ландшафт. Самые красивые горы для меня в Чечне, самые коварные и неприступные в Дагестане и Абхазии…

- Как-то раз от одного казанского вертолётостроителя я услышал фразу, что самое главное в винтокрылой машине это редуктор. А что скажет боевой лётчик о самом главном? - спросил наш корреспондент.

- Думаю, что в вертолёте из «железок» нет чего-то самого-самого главного, - после недолгих раздумий отозвался Герой России. - В этой машине важно всё до последнего болтика, и нет в ней ничего лишнего. Хотя, главное всё-таки есть - слетанный экипаж.

Дотянуть до своих

17 мая 2008 года у горы Ночкорт в Чечне разведгруппа 411-го отряда спецназа завязала бой с незаконным вооружённым формированием. После того как несколько спецназовцев были ранены, на командный пункт отдельного вертолётного полка пришло сообщение об эвакуации бойцов.

Для выполнения этой задачи командир полка отправил к Ночкорту группу вертолётов под началом самого опытного лётчика Валерия Чухванцева.

Установив радиосвязь с разведчиками и оценив обстановку на местности, офицер понял, что возможности для посадки вертолёта и эвакуации раненых с земли нет. Поэтому для спасения военнослужащих Чухванцев решил начать эвакуацию в режиме висения машины и поднимать бойцов на борт с помощью лебёдки.

Начальник парашютно-спасательной службы полка старший прапорщик Геннадий Пейкришвили спустился из вертолёта к разведывательной группе и приступил к эвакуации раненых. На борт вертолета были подняты бойцы, а еще один усажен в кресло лебёдки.

Винтокрылая машина начала осторожное движение к аэродрому в Ханкале, когда боевики открыли по ней плотный огонь. Одна из пуль пробила блистер в грузовой кабине, другая попала в правый двигатель, и он загорелся. Из-за утечки керосина огонь мигом распространился на редукторный отсек, кабину экипажа и грузовую камеру с ранеными. Противопожарная система тоже вышла из строя, и бортовой техник Юрий Головнев был вынужден приступить к тушению пожара.

Тем временем штурман Валерий Евдокимов выдавал данные Чухванцеву и командир повёл вертолёт из предгорного лесного массива на равнину, подыскивая подходящую площадку для приземления, потому как в любой момент мог отказать и второй двигатель.

Около 8 км (!) поврежденный Ми-8 летел «на одном моторе» пока Чухванцев не посадил вертолёт на площадке у селения Танги.

Сначала бортовой техник обрубил трос лебёдки на безопасной высоте, чтобы один из раненных бойцов мог покинуть кресло, а затем были эвакуированы и остальные ребята. После посадки экипаж обесточил вертолёт и потушил-таки пожар.

- Пока двигатель сохранял мощность, я решил направить машину вниз, разогнать и идти, не выключая двигатель до самого последнего, пока он давал мне тягу, - рассказывал Валерий Чухванцев в интервью «Известиям Удмуртской Республики». - Как оказалось потом, это было единственное правильное решение.

- Однако это решение было вопреки всем полётным инструкциям - лететь на одном двигатели запрещено.

- Верно, запрещено. Но если бы я следовал этой инструкции, то должен был сесть на лес и тогда бы многие ребята не выжили. Поэтому я горжусь тем, что на борту моего вертолёта не умер ни один раненый боец. Наверное, в этом состоит маленький плюсик моей жизни.

- Вам было страшно, когда по зависшему вертолёту поливал град пуль?

- Тогда страха у меня не было. Хотя, если честно, на войне страха нет только у ненормальных. Но в тот момент в моей голове крутилось только одно: «Ты должен безошибочно сделать свою работу».

Одна присяга на всю жизнь

Не прошло и трёх месяцев после операции у горы Ночкорт, как отряд Чухванцева перебросили на другую дежурную точку полка - через Кавказский хребет на южные его склоны у самого Чёрного моря неподалёку от Кодорского ущелья в Абхазии.

В августе 2008 года вертолётчики Чухванцева помогали «принудить Грузию к миру».

- Принудили вовремя и молниеносно, надолго отбив у них охоту воевать, - газетчик был категоричен.

- Поживём - увидим, - дважды повторил вертолётчик. - Многих людей отличает короткая память…

Принуждая неусловного противника к миру, Чухванцев испытывал смешанные чувства горечи вперемешку с досадой оттого, что когда-то все мы говорили на одном языке, а теперь после парадов суверенитетов рассыпались по углам и продолжаем «деление клеток» до мелких геополитических кусочков.

- Это действительно очень сложные ощущения, когда враг говорит на одном языке с тобой, и нам не нужен переводчик. Эту грань очень трудно перейти, но нас разделила жизнь, - говорит Чухванцев. - 8 августа один местный вояка как-то сказал нам: «Это наша земля». - «Брат, ты меня извини, но это и моя земля, - отвечаю ему. - Я ведь давал присягу Советскому Союзу».

Эпизод, возникший в памяти, вызвал Чухванцева на откровение.

- Не уважаю я Горбачёва, - неожиданно произнес Валерий Николаевич. - Простите, но Горбачёв для меня не человек, а биомасса. Развал Союза можно было расценить как предательство. И кровь, которая сейчас проливается повсюду, один из отголосков этого предательства. В отличие от Горбачёва, к Ельцину у меня сохранилась хоть капелька уважения за то, что в пылу всех этих вакханалий независимостей он не заставил нас принимать присягу второй раз, как это произошло на Украине и в других бывших советских республиках. Я давал присягу один раз и присягнул Советскому Союзу!