Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Новости

Выход «Юного Балтийца» в морской поход
15 августа 2017
Выход корабля в море, на практику - обычное явление для морского учебного заведения. Но событие, которое состоялось 15 августа, не имело к нему никакого отношения.
Главный военно-морской парад в честь Дня ВМФ России
30 июля 2017
30 июля 2017 года восстановлена традиция – церемония объезда выстроенных на Кронштадтском рейде в линию парада кораблей верховным главнокомандующим вооруженных сил РФ.
Очередной выпуск в СПб СВУ МО РФ
17 июня 2017
В Санкт-Петербургском Суворовском военном училище МО РФ состоялся последний выпуск на старом месте дислокации училища – в Воронцовском дворце по адресу ул.Садовая, д.26.
Герой Российской Федерации Берзин  Александр  Александрович

Берзин Александр Александрович

Герой Российской Федерации
Указом Президента Российской Федерации от 4 января 1995 года «за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания в условиях, сопряжённых с риском для жизни», контр-адмиралу Берзину Александру Александровичу присвоено звание Героя Российской Федерации
Дата и место рождения: 18 марта 1946, Москва
Род войск: ВМФ, подводный флот
Годы службы: 1965 — 2001
Звание: контр-адмирал
Награды: Герой Российской Федерации, Орден Красной Звезды, Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени, орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», Юбилейная медаль «300 лет Российскому Флоту», Медаль «Ветеран Вооруженных Сил СССР», Медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР», Медаль «60 лет Вооруженных Сил СССР», Юбилейная медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР», Медаль «За Безупречную Службу» (3 раза), Почётный Полярник

Родился 18 марта 1946 года в Москве. Мать – Берзина Евгения Карловна (1910–1950), окончила Инженерно-строительный институт. Об отце ничего неизвестно. Супруга – Берзина Татьяна Алексеевна (1950 г. рожд.). Дочь – Берзина Мария Александровна (1985 г. рожд.) – окончила Международный банковский институт. Сын – Берзин Кирилл Александрович (1987 г. рожд.), курсант Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова.

После безвременной смерти матери Александр воспитывался бабушкой по материнской линии – Берзиной Марией Самойловной, проживал в городе Баку, где встречал множество моряков, у причала стояли военные корабли. Под впечатлением от этих картин и зародилась его мечта посвятить свою жизнь флоту.

В 1959 году Александр поступил в Ленинградское Нахимовское военно-морское училище, которое окончил в июле 1965 года с серебряной медалью. В том же году поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе и окончил его в 1970 году с отличием по специальности «военный инженер-штурман». По окончании учебного заведения направлен на атомную подводную лодку «К-418» проекта 667А Северного флота командиром электронавигационной группы БЧ-1. Через некоторое время А.А. Берзин был назначен командиром БЧ-1, а в дальнейшем и помощником командира подводной лодки.

В 1975 году А.А. Берзин направляется на учебу в 6-е Высшие специальные офицерские классы ВМФ, которые оканчивает в следующем году с отличием по специальности «командир подводной лодки». С окончанием классов в звании капитан-лейтенанта он назначается старшим помощником командира второго экипажа подводного крейсера «К-487» проекта 667БДР Северного флота. Перед тем как попасть на корабль, вновь сформированному экипажу под командованием капитана 1 ранга Н.М. Козлова предстояло годичное обучение в Учебном центре ВМФ города Палдиски.

В 1977 году с прибытием на Север в 13-ю дивизию, дислоцированную в губе Оленья, экипаж подводной лодки приступает к выполнению боевых задач. В январе 1980 года А.А. Берзин становится командиром подводного крейсера «К-216» проекта 667А Северного флота 31-й Краснознаменной дивизии, которой тогда командовал капитан 1 ранга И.Н. Литвинов. Радость от назначения очень скоро сменилась чувством ответственности за судьбу экипажа и за выполнение поставленных боевых задач. Экипаж подводной лодки оказался многонациональным, дружным, сплоченным, имел хорошие устоявшиеся традиции. За плечами офицерского и мичманского состава экипажа до прибытия А.А. Берзина было уже около десятка боевых служб.

За два года экипаж под командованием А.А. Берзина выполнил три боевые службы продолжительностью от 80 до 86 суток. Плавания отличались большими сложностями, так как приходилось выходить в море на разных кораблях (первую службу – на «К-216», вторую – на «К-32» и третью – на «К-253»). Корабли были сравнительно старые, поэтому случались аварийные ситуации. Только на третьей боевой службе было семь возгораний, трижды в лодку поступала вода. В каждой «автономке» возникали длительные неисправности важнейших механизмов, определяющих безопасность плавания. Трудно оценить напряжение моряков, когда работа по устранению неисправности ведется непрерывно до ввода в строй. К чести экипажа, в базу лодка всегда возвращалась с исправной материальной частью.

В 1982 году за успешное выполнение поставленных задач А.А.Берзин награждается орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.

В 1983 году командование возвращает его в 13-ю дивизию и назначает командиром корабля «К-424» проекта 667БДР Северного флота. С командой этой подводной лодки Александру Александровичу повезло гораздо меньше: несмотря на профессионализм, экипаж отличался бесшабашностью и пристрастием ряда офицеров к спиртному. Однако дисциплинарными и партийными мерами А.А. Берзину удалось стабилизировать обстановку в экипаже.

При сдаче курсовых задач уже через три месяца штаб отметил положительные сдвиги в подготовке экипажа, а через полгода, выполнив боевую службу в Арктику под лед вокруг Шпицбергена, подводная лодка «К-424» переходит в разряд надежных.

Работа в Арктике сопряжена с очень тяжелыми условиями. Из-за толстого слоя льда лодка чаще всего не может всплыть на поверхность в случае аварийной ситуации. Всплытие подводной лодки возможно только в полынье или в тонком льду, такие участки отмечались на карте, но из-за дрейфа льдов они все время смещались. Сам процесс всплытия в связи с опасностью повреждения подводной лодки доходил до шести часов, а на каждом втором всплытии приходилось принимать решение об отмене маневра из-за изменения плотности воды, течения или большой толщины льда.

Александр Александрович вспоминает: «Тяжело давалось освоение Арктики: не берусь даже подсчитать число столкновений наших подводных лодок со льдом, с айсбергами на глубинах даже 200 метров, количество развороченных легких корпусов, смятых рубок, погнутых выдвижных устройств, оторванных буксируемых антенн».

В целях безопасности плавания боевые службы подо льдом выполнялись только в период полярного дня, что не отвечало интересам командования. Главком ВМФ С.Г. Горшков принял уникальное по своей смелости решение: выполнить боевую службу по всему периметру Северного Ледовитого океана в темное время года. Задачу поручили выполнить экипажу А.А. Берзина на «К-211». Этот поход многие годы остается беспрецедентным, он продолжался с конца октября до середины декабря 1982 года. Экипаж выполнил 14 всплытий с проламыванием тонкого (до 1 метра) льда, семь длительных приледнений, впервые отработал различные приемы для сокращения времени занятия стартового положения при получении сигнала на применение ракетного оружия. Эти наработки дополнили инструкции по подледному плаванию и легли в основу оперативных расчетов и нормативов по применению морских стратегических ядерных сил. Очистка палубы ото льда происходила в очень тяжелых условиях – в кромешной тьме, на сорокаградусном морозе. А в Канадском секторе из-за большой толщины льда лодка не могла всплыть целых 17 дней. За этот поход 12 членов экипажа награждены орденами.

В сентябре 1983 года А.А. Берзин поступает в Военно-морскую академию имени А.А. Гречко, которую оканчивает в 1985 году и получает назначение в 13-ю дивизию на должность заместителя командира начальника штаба. В дивизии А.А. Берзина приняли благожелательно, несмотря на то, что он был моложе большинства командиров. Его новая должность была сопряжена с большой ответственностью как за сами подводные лодки и их техническую готовность, так и за состояние гарнизона, его обеспечение.

В дивизии была очень высокая напряженность боевой подготовки и боевых служб. Ежегодно в ее состав входили новые ракетоносцы с усовершенствованными навигационным, ракетным, связным и гидроакустическим комплексами. Подготовка к боевым службам, сдача курсовых задач, ввод в линию новых кораблей, продолжение испытаний нового оружия и техники требовали изнурительной работы командования и штаба дивизии в море. Штаб дивизии состоял из компетентных и очень ответственных флагманских специалистов, влюбленных в свое дело.

Дивизия продолжала осваивать новые районы, включая арктические. Разрабатывались новые тактические приемы применения кораблей. Ежегодными стали походы на Северный полюс для выполнения летно-конструкторских испытаний ракетного и навигационного комплексов. В 1986 году Александр Александрович возглавляет поход в Арктику на подводной лодке «К-51» для испытания навигационного комплекса, а в следующем году с командиром капитаном 1 ранга А.И. Сугаковым на «К-51» идет на Северный полюс для выполнения практической ракетной стрельбы из приполюсного района.

В ноябре 1987 года А.А. Берзин принимает под свое командование 31-ю Краснознаменную дивизию. Эта дивизия была одной из самых мощных в ВМФ: 80 процентов ракетоносцев находились в составе сил постоянной готовности. Корабли несли основную тяжесть боевых служб в Северной Атлантике и Арктике. В феврале 1989 года за высокую выучку, мастерство и доблесть при выполнении заданий государственной важности дивизия награждена Вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть», а в мае этого же года командиру дивизии А.А. Берзину присвоено звание контр-адмирала. В должности командира дивизии наплаванность Александра Александровича составила от 140 до 170 суток в год. Дважды он ходил старшим на боевые службы и дважды – в 1988 и 1990 годах руководил межфлотским переходом подводных крейсеров с Северного флота на Тихоокеанский флот через Северный Ледовитый океан.

Подготовка этих походов с технической точки зрения почти не отличалась от обычной, но была очень напряженной с психологической точки зрения – в ходе нее приходилось убеждать семьи офицеров и мичманов сменить место службы с Севера на Камчатку. Эта работа длилась полгода и увенчалась успехом, «отказников» в экипажах капитанов 2 ранга В. Косицына и М. Зикунова не оказалось. Впрочем, и сам переход был весьма непростым: на заключительном этапе в мелководном Чукотском море ракетоносцу приходилось «ползти» в течение полутора-двух суток между грунтом и 3–5-метровым льдом, имея запас под килем 10–12 метров. За эти походы многим членам экипажа были вручены государственные награды. А.А. Берзин награжден орденами Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II степени.

С 1990 по 1994 год Александр Александрович служил 1-м заместителем командующего флотилией подводных лодок под командованием В.Г. Безкоровайного, а затем – В.А. Попова. Ему была поручена вся морская часть деятельности флотилии. В его ведении находилась подготовка командиров, корабельных боевых расчетов, допуск кораблей на выход в море, планирование учений, личная проверка экипажей в море. С прибытием в состав флотилии новейших многоцелевых подводных лодок типа «Барс» он лично осваивал и эти прекрасные корабли. В 1994 году на подводной лодке «K-18» («Карелия») А.А. Берзин совершил свой последний поход на Северный полюс. В ходе операции, посвященной 300-летию флота России, ее участники 27 июля 1994 года первыми из отечественных подводников водрузили на Северном полюсе трехцветный государственный и Андреевский флаги.

4 января 1995 года Указом Президента Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания в условиях, сопряженных с риском для жизни, контр-адмиралу Александру Александровичу Берзину присвоено звание Героя Российской Федерации. В этом же году А.А. Берзин оканчивает Высшие академические курсы усовершенствования руководящего состава при Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

С ноября 1994 года по ноябрь 2001 года А.А. Берзин возглавлял кафедру оперативного искусства военно-морского флота Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова.

В 1997 году на Ученом совете Военно-морской академии защитил кандидатскую диссертацию по теме «Оперативное применение объединений и частей ВМФ в локальных войнах и вооруженных конфликтах». Он читал лекции по стратегическому применению соединений и объединений Вооруженных сил РФ, возглавлял командно-штабные учения, был руководителем кандидатских диссертаций, дипломных проектов слушателей, являлся членом государственных комиссий по приему дипломных проектов и государственных экзаменов. Имеет ученое звание доцента.

На страницах флотской и военной прессы Александра Александровича Берзина нередко называют «арктическим адмиралом»: в офицерских должностях его общая наплаванность составила более семи лет, из них подо льдами Арктики 268 суток. Он был участником 18 боевых служб. За время службы принимал непосредственное участие в освоении и обучении экипажей атомных ракетных крейсеров стратегического назначения 667БДР и 667БДРМ, атомных подводных лодок 667АТ и 971, отработке тактических приёмов их боевого применения, испытании новых образцов техники и оружия, освоении Арктического района плавания. Неоднократно являлся членом государственных комиссий по приемке кораблей после ремонта на МП «Звёздочка», испытанию ракетного оружия и различных комплексов. Руководил и в соавторстве участвовал в разработке различных наставлений, инструкций по управлению подводными лодками, применению ракетного и торпедного оружия, подледному плаванию. Лично обучил более 20 командиров подводных лодок подлёдному плаванию в Арктике.

А.А. Берзин – Герой Российской Федерации (1995). Награжден орденами Красной звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II и III степени, медалями. Имеет звание почетного полярника.

С ноября 2001 года А.А. Берзин работает в ФГУП «ЦНИИ ТС», занимается военно-техническим сотрудничеством с иностранными заказчиками. Является президентом Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников ВМФ.

Увлекается путешествиями на машине.

Живет и работает в Санкт-Петербурге.